На Восточном экономическом форуме состоялась панельная дискуссия, посвященная роли проекта «Передовые инженерные школы» в обеспечении технологической независимости России. Участники обсудили практические механизмы подготовки инженерных кадров, отвечающих вызовам импортозамещения и санкционного давления.
О том, какие компетенции становятся ключевыми для инженеров в агропромышленном комплексе, рассказал заместитель исполнительного директора — директор по агробиотехнологиям Фонда «Национальное интеллектуальное развитие», член Совета ПИШ Владимир Авдеенко. Он отметил, что аграрное направление оказалось одним из самых востребованных в программе ПИШ, вопреки первоначальным сомнениям: «Из 50 школ у нас три целиком посвящены аграрному технологическому направлению, это школы ДВФУ, ТГУ, Воронежского ГАУ. Но на самом деле еще порядка десяти школ также в каком-то смысле связаны с сельским хозяйством или пищевой промышленностью. Например, ДГТУ, который тоже, казалось бы, не имеет отношения к сельскому хозяйству, но это базовый университет “Ростсельмаша”, где ведется большая работа по проектированию узлов, агрегатов для сельхозтехники — и все это в цифровой среде».
Эксперт подчеркнул острую потребность отрасли в кадрах, оценивая ее в дополнительные 200 тыс. квалифицированных специалистов. При этом отдельно он выделил необходимость в не менее чем 10 тыс. технологических специалистов в области генетики и селекции. Объясняя, в чем заключается работа этих новых кадров, Владимир Авдеенко отметил, что современный агроинженер должен сочетать глубокие знания в генетике, биотехнологиях и цифре: «Полевая работа — это то, с чего начинается любой селекционный процесс. Но дальше это все превращается в цифру. Умение работать с этими цифровыми задачами — базовый навык, который необходим любому человеку, идущему в эту профессию».
Опытом подготовки кадров для совершенно новой отрасли — водородной энергетики — поделился ректор СахГУ Александр Самардак: «Почему водород? Потому что один из способов его получения — паровая конверсия метана, а метана на Сахалине много. Мы создали водородный полигон — площадку, где можно готовить настоящих специалистов для отрасли, которой еще не существует. Уже запущены образовательные программы с МЭИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Например, скоро на Сахалине планируется запуск первых в России водородных поездов. Но кто их будет обслуживать? Простой подготовки железнодорожников недостаточно — нужны знания по работе с реагентами, газодинамикой, правилами безопасности при высоком давлении до 300 атмосфер. Вот этим мы и занимаемся в рамках ПИШ».
Он также добавил, что уход иностранных компаний с Сахалина заставил университет и всю отрасль быстро перестроиться, что доказало возможность полностью независимой подготовки кадров. Важным подходом ректор СахГУ назвал формирование междисциплинарных команд из студентов университета и колледжей, техников, проектировщиков, ИT-специалистов и даже юристов для реализации сложных проектов.
О достижениях и уникальном опыте рассказала руководитель ПИШ Дальневосточного федерального университета Людмила Текутьева: «Мы не готовим агрономов — это делают аграрные вузы. Мы готовим агрогенетиков, фуд-биотехнологов. В этом году мы завершаем работу по новым профстандартам, потому что этих профессий еще не было в реестре Минтруда. Мы уже запустили специалитет “Генная и клеточная инженерия” — средний балл по нему 90,15, конкурс более 20 человек на место. Таким образом, наша новая программа показала самый высокий средний балл и конкурс среди всех программ ДВФУ».
Руководитель ПИШ ДВФУ привела примеры успешной кооперации с промышленностью, например создание биобанка молочнокислых культур для сыроварения совместно с крупными предприятиями: «Молочная отрасль остро нуждается в собственных заквасках, которые раньше импортировались. Мы формируем консорциум и ведем НИР по изучению штаммов и технологий их воспроизводства».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что проект ПИШ уже демонстрирует значимые результаты в создании новой системы подготовки. Он доказал свою жизнеспособность, объединив усилия вузов, научных центров и реального сектора экономики для подготовки инженеров, способных решать задачи технологического суверенитета страны.
С 2025 года проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках национального проекта «Молодежь и дети».