Skip to content
Menu

Передовая инженерная школа «Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем» Дальневосточного федерального университета представила результаты работы за 2024 год и перспективные планы развития на Совете по рассмотрению вопросов и координации деятельности ПИШ под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.

Флагманский проект Минобрнауки «Передовые инженерные школы» реализуется с 2022 года. Сейчас в рамках него созданы 50 таких школ, а к 2030 году, по поручению Президента России Владимира Путина, их количество должно быть увеличено до 100.

С этого года первые 30 школ из 15 регионов, в числе которых ПИШ ДВФУ, по условиям проекта переходят на новый этап финансирования — спустя три года бюджетного финансирования они переходят на внебюджет и будут работать за счет привлеченных средств индустриальных партнеров.

«Первые 30 передовых инженерных школ переходят на новый качественный уровень развития. Результаты, представленные командами университетов, показывают, что вместе нам удалось создать эффективную модель интеграции образования, науки и производства. Следующим этапом для школ первой волны станет масштабирование их деятельности. Все необходимое для этого есть: современное оборудование, компетенции, налаженные контакты с индустриальными партнерами. Важно, что региональные власти с большим вниманием относятся к развитию передовых инженерных школ в своих городах, понимая их ценность для укрепления отношений высшей школы и реального сектора экономики», — подчеркнул глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

Результаты деятельности и планы развития ПИШ ДВФУ на будущий год экспертному сообществу представили ректор ДВФУ Борис Коробец, директор Передовой инженерной школы и генеральный директор якорного партнера ПИШ Людмила Текутьева, а также представители индустриальных партнеров ПИШ ДВФУ.

«Обеспечение продовольственной безопасности России  это одна из важнейших государственных задач. Для ее реализации создан отдельный национальный проект технологического лидерства «Технологическое обеспечение биоэкономики». И Передовая инженерная школа ДВФУ работает полностью в логике этого нацпроекта: создает уникальные технологии для работы с биоресурсами и готовит инженерные команды, способные создавать высокотехнологичные продукты. Подходы к организации научной и образовательной деятельности, успешно апробированные в ПИШ, мы уже сейчас масштабируем на весь университет», — отметил ректор ДВФУ Борис Коробец.

Как отметили в докладах эксперты университета, миссия ПИШ ДВФУ — стать глобальным центром инноваций в биоэкономике, объединяя науку, инженерию и бизнес для создания технологий нового поколения. В партнерстве с ведущими коммерческими компаниями и институтами Дальневосточного отделения Российской академии наук ПИШ ДВФУ готовит специалистов, способных изменить будущее биотехнологической отрасли. Большое внимание школа уделяет созданию инноваций в интересах бизнеса. 

В целом за три года работы ПИШ ДВФУ удалось привлечь более 740 млн рублей на научные разработки в области биотехнологий. В числе главных открытий ученых ДВФУ:

  • биоинженерный пептид HCRG21 — альтернатива опиоидным обезболивающим. Технология прошла доклинические испытания (УГТ-7);

  • СО2-экстракт эхинохрома А (эффективного антиоксиданта) из морского ежа — «зеленый» продукт для экспорта в страны АТР. Технология апробирована на производстве (УГТ-7);

  • AquaIntellect — система ИИ-мониторинга аквакультуры. Успешно тестируется на площадке НПГК «Арника» (УГТ-4).

Нельзя не отметить проекты в области генной инженерии (съедобная вакцина для животных от чумы свиней и биофунгициды для защиты сельскохозяйственных культур от фитопатогенных грибов), персонифицированного питания (продукт для диетического лечебного питания «Баланс веса), искусственного интеллекта и агротехнологий (автоматизированный комплекс для беспочвенного выращивания растений). Эти и другие проекты ПИШ ДВФУ укрепляют позиции России в биоэкономике и снижают зависимость от импорта.

Школа активно работает на укрепление кадровой политики страны и делает ставку на подготовку инженерных команд, инженеров-предпринимателей и инженеров-исследователей. Система образования в ПИШ ДВФУ имеет ряд особенностей:

  • многоуровневая система наставничества: студенты курируются наставниками из академической среды и индустрии, а старшекурсники выступают как наставники в проектах для первокурсников и школьников;

  • обучение через R&D: с первого курса учащиеся работают над реальными проектами под руководством инженеров ПИШ и партнеров, создавая продукты для рынка;

  • предпринимательский трек: каждый студент проходит через дисциплины, где пробует себя в роли предпринимателя: от разработки MVP до поиска инвестиций. Возможны стажировки в стартапах и у действующих технологических предпринимателей. Финал трека — создание собственного проекта при поддержке Стартап-студии ДВФУ, которая помогает найти финансирование и вывести продукт на рынок;

  • воспитание «архитекторов технологий»: студенты глубоко погружаются в прорывные направления: ИИ, биоинженерия, квантовые вычисления. Учатся видеть системные связи и интегрировать знания из смежных дисциплин (биология, IT, химия, data science, физика) для создания принципиально новых решений;

  • рефлексивное мышление: на проектных сессиях с представителями компаний студенты учатся анализировать свои действия, находить причины неудач и корректировать стратегии. Нарабатывание критически важных для стартаперов навыков: умение быстро переосмысливать подходы, адаптироваться к изменениям и превращать ошибки в точки роста;

  • стажировки и практики: погружение в предпринимательскую среду — cтуденты проходят стажировки в компаниях разных масштабов: от стартапов до крупных предприятий, изучая все этапы развития бизнеса. Преподаватели-практики делятся опытом коммерциализации идей, управления командами и масштабирования проектов. Занятия на производственных площадках и в лабораториях партнеров дают понимание реальных условий, в которых рождаются успешные технологические компании.

Напомним, Передовая инженерная школа ДВФУ — первая на Дальнем Востоке и одна из трех в России, имеющая биотехнологический профиль и получившая статус передовых инженерных школ федерального значения. ПИШ ДВФУ специализируется на подготовке специалистов по генной и биохимической инженерии, промышленным и пищевым биотехнологиям, управлению качеством, использованию ИИ в биоэкономике и специалистов в секторе HoReCa.

Реализация инициативы социально-экономического развития «Передовые инженерные школы» в период с 2022 по 2024 годы осуществлялась в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». С 2025 года была обеспечена преемственность мероприятий проекта «Передовые инженерные школы» путем их включения в федеральный проект «Университеты для поколения лидеров» национального проекта «Молодежь и дети».